Увы, в Казахстане у «черных» аптекарей сделать это получилось быстрее, нежели у посланников официальной медицины. На руку им сыграл и недостаточный санитарный уровень нашего населения. Ведь в Европе ни одной женщине не придет в голову пойти за средством для аборта на базар.
– Но наши дамы предпочитают употре***** их самостоятельно, без УЗ?, лишь по рекомендации продавца, не имеющего медицинского образования, и со слов подруги, которая удачно «проскочила», – говорит Гульнар Тураровна. – Но любой медикаментозный препарат имеет противопоказания. К примеру, от внематочной беременности он не избавит, лишь ускорит разрыв трубы. Наиболее частое осложнение, с которым сталкиваемся мы, – если женщина принимает не ту дозу препарата и не в том сроке. У нее открывается кровотечение, но плод задерживается в полости матки. Это опасно большой кровопотерей и инфицированием. Ведь задержавшиеся части плода начинают разлагаться.
Трудно сосчитать, сколько алматинок ежегодно принимает китайские абортивные средства, но самопроизвольных абортов (к которым относят и выкидыши после приема таблеток) по городу ежегодно регистрируется больше двух тысяч. ? нет тенденции к снижению.
– В масштабах города мы стараемся действовать по обстоятельствам – консультируем женщин и, если сроки позволяют, рекомендуем этот метод, – продолжает наша собеседница. – Первый этап аборта проходит в поликлинике, на женщину заводится карточка, мы берем у нее анализы и по рекомендации врача она принимает первую часть лекарственного средства. Через два дня женщина с направлением врача приходит к нам в дневной стационар и принимает оставшуюся часть препарата. В течение трех-четырех часов у нее начинается кровотечение. После того, как плодное яйцо выходит из полости матки, завершаются кровянистые выделения, женщина с рекомендацией врача уходит домой. Эти препараты хотя и произведены в Китае, в Казахстане продаются легально, они сертифицированы и зарегистрированы. Отпускаются из аптек только по рецепту врача. Стоят около трех тысяч тенге.
Лекарства от здоровья
Кстати, в рыночной аптеке мне удалось разжиться не только таблетками, вызывающими выкидыш. Чтобы не попасть в подобную ситуацию повторно, продавец порекомендовала мне противозачаточные (!) салфетки. Волшебная, надо сказать, вещь. За сто тенге (это примерно в четыре раза меньше стоимости комплекта более-менее хороших презервативов) можно расслабиться и не думать о нежелательной беременности аж десять половых актов. Работают они весьма своеобразно: нужно просто поместить салфетку во влагалище и с чувством предаваться страсти. На белый свет это средство контрацепции выйдет само. Есть, правда, одно «но»:
– Если вставила салфетку, то ни во время полового акта, ни после него – никакого орального секса – онемеете, – предупреждает аптекарь.
Страшно вообразить, что творится внутри женщины, если действия этого средства на слизистую рта настолько масштабны. Кстати, именно противозачаточные салфетки ввели в состояние тихого шока специалистов департамента фармацевтического контроля по г. Алматы, куда мы принесли свою покупку.
– В казахстанских аптеках, работающих по лицензии, достаточно самых разнообразных средств контрацепции, – говорит инспектор Ануар Омаров. – Но аналогов данным салфеткам, конечно же, нет. Достаточно одного беглого взгляда на их упаковку, чтобы сказать: данное средство в Казахстане распространяется незаконно. Название средства, упаковка, инструкция по применению – сплошные иероглифы. Это противоречит нормам казахстанского законодательства, согласно которому все лекарственные средства, ввозимые в нашу республику, должны содержать информацию по содержанию, способу применения и противопоказаниям на казахском и русском языках. Медикаменты должны пройти экспертизу, клинические испытания, должны быть сертифицированы и зарегистрированы. ?сходя из этого, могу предположить, что попали они в нашу страну в обход таможенных органов. А значит, и продажа данного средства незаконна. Поэтому ни один аптечный склад, ни одна аптека не могут себе позволить официально реализовывать подобные препараты. Я уверенно говорю, что люди, продающие данную продукцию на базарах, работают без лицензии. Это незаконно.
Фальшивотаблетчики: преступление без наказания
Надо сказать, такому же строгому разносу экспертов подверглись все препараты, купленные в базарной «аптеке». Обезболивающее средство, леденцы для рассасывания, антибиотик растительного происхождения и лекарство «от жара и ядов» – назначение препаратов, способ и дозы применения только со слов продавца. О противопоказаниях – ни слова. Самый главный аргумент – «уже пятнадцать лет вожу сюда лекарства из Китая, вся семья на них сидит, и ничего». Кстати, этот факт дает нелегальным «провизорам» право рекомендовать данные средства для приема даже детям. Страшно! ? это, увы, осознанный шаг многих казахстанцев. Но, приобретая эту сомнительную и, возможно, опасную продукцию, мы лишь поощряем дельцов на ввоз и реализацию новых партий. Людьми, преступившими закон, становятся и сами покупатели.
– Хромает пропаганда, что скрывать, – продолжает Ануар Абдижапарович. – Лекарственные средства – особый вид продукции, их могут реализовывать только специалисты. ?, обращаясь в официальную лицензированную аптеку, соотечественники могут рассчитывать на грамотную, квалифицированную помощь. Приобретать сомнительные лекарства с рук – удел, грубо говоря, невежественных людей. Но это – вопрос личный. Важнее сделать так, чтобы и купить нелегальные медикаменты было в нашей стране невозможно. То, что они все еще в продаже, – это факт. Мораторий на проверки, который действовал полтора года, связал нам руки на выявление и пресечение фактов подобной деятельности.
Впрочем, устроить рейд по алматинским базарам и барахолкам с целью выявления и пресечения распространения данных лекарственных средств вполне реально. Но сделать это силами лишь одного департамента фармконтроля невозможно.
– Ведь у лиц, ввозящих и реализующих данную продукцию, наверняка нет лицензии на фармдеятельность. Мы же, в силу своих полномочий, можем проверять только субъектов фармацевтического рынка, – объясняет наш визави. – Кроме того, на барахолке нашим сотрудникам нередко могут оказать и физическое сопротивление. Поэтому для большей эффективности нужна совместная работа с органами национальной безопасности, финансовой полиции, таможенными органами.
Кстати, в прошлом году было проведено два подобных совместных рейда по барахолкам. ?х результатом стало возбуждение двух уголовных дел. В прошлом году в августе финансовая полиция задержала в ходе рейда на Зеленом базаре женщину, которая продавала китайские контрафактные таблетки для прерывания беременности. Чуть позже, в сентябре, при проверке на рынке «Болашак» обнаружили такие же таблетки. В отношении двух распространительниц опасных лекарств было возбуждено дело по статье «Обман потребителя». Однако отделались дамы легким испугом и сравнительно небольшим штрафом. «Китайских таблеток» на рыночных прилавках, тем не менее, меньше не стало. ? еще сотни людей могут заплатить за минуты промедления компетентных органов здоровьем и жизнью. Пора понять, что вопрос лекарственного обеспечения – вопрос национальной безопасности. Ведь в обычной на первой взгляд китайской упаковке может содержаться все, что угодно.